Солисты Большого театра о здоровье, биохакинге и балете
Правда ли, что артисты балета соблюдают жесткую диету? Как восстановиться после тяжелого дня? Сколько должна весить балерина и как для этого правильно питаться? Ответы на эти и другие вопросы нам дали Кристина Кретова и Игорь Цвирко.
Почему именно балет? Как вы пришли к пониманию своего призвания?
Кристина Кретова: «Его выбрала мама. Она отдала меня в хореографическую школу, когда я еще жила в Орле. Я делала успехи, и через четыре года педагог посоветовал маме: «Отдайте Кристину в Московскую академию!» Так балет стал частью моей жизни и профессией. Я благодарна родителям за этот выбор. Они его сделали за меня, о чем я не жалею!»
Игорь Цвирко: «Я попал в балет так же – по наставлению мамы: в молодости она мечтала, чтобы я не стоял в сторонке на дискотеках, а танцевал с девчонками».
Что для вас значит танец?
Игорь Цвирко: «Танец – это в первую очередь самовыражение. Но он бывает абсолютно разный – как и все спектакли в целом. Лично мне нравится участвовать в более сюжетных постановках – либо основанных на литературном произведении, либо на какой-то выдуманной истории. Главное, чтобы был сюжет. А я как артист могу сыграть некую роль: с помощью жестов и пластики расскажу историю, которую зритель сможет считать без слов. В этом как раз-таки и кроется одна из сложностей нашей профессии. Смысл, замысел и идея выражаются только в танце. Поэтому танец – это больше чем просто движения: это самовыражение посредством пластики».
Кристина Кретова: «Мне тоже больше нравится участвовать в драматических спектаклях и показывать не только свой танец, но и актерскую игру. На мой взгляд, настоящему ценителю это намного интереснее. Сегодня наш танец зачастую переходит в разряд спорта: все стремятся накрутить как можно больше пируэтов, выше прыгнуть и так далее. Мы немножко другое поколение. Нам хочется сделать сюжетный спектакль, а не просто услышать: «Она так легко танцует!» То есть важно, чтобы зритель вышел из театра с каким-то особым ощущением».
Быть солистами Большого театра – это работа или творчество?
Кристина Кретова: «Работа. Наши творческие руки и ноги связаны концепцией и репертуаром театра. Поэтому, если мы хотим сотворить что-то творческое, делаем это не в стенах Большого театра».
Игорь Цвирко: «Потому что, к сожалению, в стенах театра мы не можем делать то, чего бы мы хотели. Принимая участие в спектаклях, мы не всегда выбираем, что и когда нам исполнять».
Честно скажите себе: «Да, я выгораю». Лично мне было тяжело самому себе признаться. Дальше нужно дать себе время похандрить, а после этого занять себя чем-то. Никогда не бегали? Начните. Поставьте себе цель прочитать книжку. Главное – не сидеть на месте.
Было ли у вас когда-нибудь эмоциональное выгорание?
Игорь Цвирко: «Да, в какой-то момент думал все бросить. Иногда случаются неудачные спектакли: ты понимаешь, что просто станцевал не на том уровне. В какой-то момент я понимал, что топчусь на одном месте, а мне хочется какого-то развития. Выполнять рутинную работу из раза в раз, честно говоря, порой надоедает. Одни и те же спектакли, не всегда попадаешь в премьеры, а ведь каждому очень хочется как-то самовыражаться. Поэтому начинаешь задумываться: «А что дальше?» У меня такое состояние было».
Кристина Кретова: «У меня не было агрессивного желания закончить и уйти. Мне скорее предлагали это сделать, но я все-таки понимала, какой большой путь проделала, ведь я прошла его самостоятельно: в 10 лет переехала в Москву, жила в интернате до 18 лет, свою жизнь и карьеру строила по крупицам. В новом городе у меня не было никого. Люди по своей природе ленивые, но кто-то хочет получать больше, и поэтому он понимает, что нужно трудиться, а кому-то, например, сверху все сыпется, и ему совершенно не нужно прикладывать усилия. Мы все знаем такие примеры. Есть и третья категория людей – с философией «катись оно как катится». Каждый выбирает свой путь сам. Может быть, я еще не достигла тех вершин, о которых мечтала, но я и не заканчиваю карьеру: у меня все еще есть возможность добиться большего успеха. А если я не достигну того, о чём мечтала, уверена, что у меня откроются какие-то новые двери. Танец будет со мной по жизни. Есть определенные цели и задачи – например, совместное с Игорем открытие своей школы, развитие разных танцевальных направлений, создание бренда одежды. Но все планы непосредственно связаны с балетом. Как говорила одна очень известная балерина, «танцевать можно до старости – только вот смотреть на это нельзя». В какой-то момент придется осознать, что пришла пора уступить дорогу подрастающему поколению, потому что балет – это искусство для молодых».
Как справиться с эмоциональным выгоранием?
Игорь Цвирко: «Первый этап – принятие. Честно скажите себе: «Да, я выгораю». Лично мне было тяжело самому себе признаться. Дальше нужно дать себе время похандрить, а после этого занять себя чем-то. Никогда не бегали? Начните. Поставьте себе цель прочитать книжку. Главное – не сидеть на месте. Чем больше думаешь о том, что ты в депрессивном состоянии, тем больше ты уходишь в него. По возможности откажитесь от той сферы деятельности, которой вы занимаетесь, на короткий промежуток времени и просто загрузите свой мозг чем-то другим. Это не значит сидеть и четыре дня подряд смотреть сериалы. Это должна быть именно физическая деятельность: только она дает толчок, разгружает мозг и открывает новые двери. Когда ты начинаешь думать о том, что тебе хочется сделать и в каком направлении стоит двигаться, тебе дают советы либо само тело, либо Вселенная, либо те люди, которые тебя окружают. Они будут видеть твое состояние и предложат какие-либо полезные варианты. Выход из такой ситуации – только в том, чтобы что-то делать, а не просто сидеть и ныть».
Кристина Кретова: «Когда я пришла в Большой театр, у меня все складывалось очень стремительно – даже не ожидала, что будет так. Это касалось не только стен Большого: меня очень часто приглашали танцевать в разные города и страны. Я даже получила награду и попала в список «топ-25 балерин, которых стоит увидеть». Очень удачный год прошел, и все покатилось вниз – в том числе и мои отношения с бывшим руководителем. В результате я перестала получать роли, которые танцевала. В тот момент мне не хотелось работать вовсе. Но я абсолютно уверена в том, что, если с нами случается что-то плохое, это обязательно приведет к чему-то новому и глобальному. Наши страхи закрывают перед нами те двери, которые ведут к счастью. То есть нужно не побояться и толкнуть эту дверь. Я на тот момент уже восемь лет танцевала в паре с Игорем, и сейчас мы муж и жена. Мы не побоялись распахнуть эту дверь, начать что-то новое, пойти и создать свою ячейку. Поэтому мне кажется, что самое большое заблуждение – это наши страхи, когда мы боимся начинать что-то новое и говорим себе: «Мне там было хорошо, я там и останусь».
Бывает ли такое, что долго не можете прийти в себя после выступления и выйти из образа?
Игорь Цвирко: «Когда я исполняю главные роли, в ближайший час после выступления меня лучше не трогать. Эйфория и послевкусие от пребывания на сцене – это вообще не про меня. Я настолько отдаюсь выступлению, что мне нужно около часа или даже полутора, чтобы вернуться в реальный мир. Чаще всего это происходит за столом в ресторане вместе с друзьями, родственниками или же дома. Расставание с персонажем, со спектаклем происходит для меня тяжело. Я эмоционально отдаюсь полностью, и мне нужно чуть-чуть накопить энергии, чтобы вернуться обратно в реальную жизнь».
Кристина Кретова: «У меня с расставанием попроще: в приоритете – глобальная концентрация перед. Мне все время хочется, чтобы кто-нибудь создал такой аппарат, который будет меня считывать внутри. Интересно посмотреть, сколько нервных клеток сжигается за два часа до спектакля и как скачет уровень адреналина. После спектакля я люблю вкусно поужинать со своими друзьями. Я точно знаю, что они не будут меня критиковать в этот момент. Состояние эйфории, теплый семейный ужин, бокал вина – все, что мне нужно, чтобы вернуться в реальную жизнь после спектакля».
Когда у меня очень сильно забивались мышцы на ногах, я после спектакля практиковал ледяную ванну.
Какие еще приемы помогают вам физически и психологически восстанавливаться после выступлений?
Кристина Кретова: «Мы делаем самомассаж. С массажем огромная проблема, и мы никак не можем понять почему. Мы ходили на матч сборной и заметили, с каким трепетом и рвением к футболистам несутся доктора, когда у них случается травма, как у них проходит процесс восстановления. Им регулярно делают чекапы. А у нас этого вообще нет! В театре работают четыре массажиста. Но, как правило, когда звонишь одному из них, он всегда занят».
Игорь Цвирко: «Интенсивно трудимся, мало восстанавливаемся, и, к сожалению, системы по восстановлению и реабилитации нет. Приходится задействовать только свои личные ресурсы. Когда у меня очень сильно забивались мышцы на ногах, я после спектакля практиковал ледяную ванну. Это действительно помогает. Как и сказала Кристина, после спектакля мы сами себе делаем массаж. Приходится покупать специальные вакуумные сапоги, которые дают лимфодренажный эффект. Недавно нам подарили специальный массажер. В общем, приходится справляться своими силами!»
Часто испытываете стресс?
Кристина Кретова: «Наш стресс глобальнее, чем у обычного человека».
Игорь Цвирко: «Между словами «стресс» и «артист балета» можно смело ставить знак «равно». Это состояние возникает, не только когда мы выходим на сцену, но и перед – и до выступления. В любом случае жизнь человека, который занимается балетом, – это стресс. Если ты артист кордебалета, то ты усиленно пытаешься вникнуть в спектакль и должен выучить очень многое для того, чтобы тебя поставили. В дальнейшем, если тебе выпадает шанс подготовить сольный фрагмент, это еще больший стресс, потому что среди огромного количества артистов ты обязан выделиться. Общение с начальством – это тоже стресс».
Как проходит ваш день? Как часто у вас бывают тренировки и репетиции?
Игорь Цвирко: «Тренировочный день складывается в зависимости от постановок: может быть как один час в день, так и 10 часов. Расписание мы знаем только за день. Поэтому планировать свою «параллельную жизнь» вообще невозможно, и это тоже стресс. У нас нет выходных и праздников, отдыхаем только по понедельникам. Праздники обычных людей – наши рабочие дни. Мы работаем и в Новый год, и на 8 марта и 23 февраля, и в другие дни, когда все отдыхают».
Кристина Кретова: «Тренировки у нас каждый день: большую часть времени мы проводим на работе. Наш утренний ритуал – это очень вкусно позавтракать. Для меня это обязательный пункт – спокойно допить свой кофе и в 9:45 выехать на работу. Еще один мой ритуал, которого я много лет придерживаюсь по понедельникам и люблю с самого детства, – это поход в баню. Хожу в одно и то же место уже 12 лет. Делаю это обязательно одна: мне очень важно побыть наедине с собой. Это мое место силы, и я там даже иногда загадываю желания».
То, что мы сидим на особых диетах, – это миф. Каждый сам выбирает свой план питания и регулирует график и рацион.
Есть ли какие-то особые правила питания для артистов балета?
Кристина Кретова: «У нас нет каких-то жестких правил относительно рациона питания: мы его подбираем сами для себя, своего здоровья и внешнего вида. Мы можем позволить себе и вредную пищу – у нас не полный запрет, – но стараемся держать себя в форме. По понедельникам у меня всегда разгрузочный день. А еще для того, чтобы у партнера не болела спина, я не должна весить больше 50 кг – за цифрой на весах тоже слежу».
Игорь Цвирко: «То, что мы сидим на особых диетах, – это миф. Каждый сам выбирает свой план питания и регулирует график и рацион. Лично я стараюсь не есть на ночь мучное и жирную пищу. Блюдо, которое всегда ем с удовольствием, – это роллы. Кристина любит кабачковые оладьи».
Какие виды спорта еще вам нравятся?
Кристина Кретова: «Я люблю пилатес мат, а вот пилатес на тренажерах мне не нравится. Это очень трудно, и я быстро устаю и теряю интерес. В балете задействованы немножко другие мышцы, а развивать что-то новое опасно и не хочется. Во время пандемии, после снятия запретов на работу фитнес-клубов, мы активно ходили в спортзал».
Игорь Цвирко: «В свободное время играю в футбол».
Что для вас значит «биохакинг» и какие ЗОЖ-привычки у вас есть?
Игорь Цвирко: «Биохакинг – это про внутренние составляющие человека. «Био» – жизнь, а «хакинг» – взламывать: вместе это означает расщеплять на крупицы, на атомы то, из чего состоит наше тело, и дополнять фрагменты, которые утрачиваются. Этим и занимается bioniq. Чем раньше задумаешься о здоровье и начнешь понимать свой организм и делать что-то полезное для него (например, бегать или заниматься в спортзале), тем быстрее это войдет в привычку и откроет новые двери – даже в общении с другими людьми. Такой подход к здоровью расширяет кругозор».
Кристина Кретова: «Моя мама всегда говорила, что нужно заботиться о своем здоровье смолоду. Даже если вам сейчас 23 года, можно просто пойти сдать кровь, чтобы понять, чего организму хватает, а чего нет».
Советуете ли вы отдавать детей в балет?
Кристина Кретова: «У нас есть дети, но мы не отдали их в балет. Если появится дочка, то попробуем. По крайней мере, это моя мечта. Но вообще я за то, чтобы прислушиваться и отталкиваться от желания детей. Также стоит указывать на что-то, исходя из своих собственных примеров».
Игорь Цвирко: «Сына я в балет не отдал, хоть у него и были способности к нему. Он сам не захотел. Ко всем детям нужен индивидуальный подход. Каждый родитель знает лучше, как подобрать ключ к своему ребенку».
Советую разогреваться с помощью лимфодренажного массажа, то есть интенсивного растирания тела собственными руками. Сейчас очень много роликов и валиков, с помощью котор��х можно сделать массаж самостоятельно.
Есть ли у вас какие-то спортивные лайфхаки – например, как быстро разогреться?
Кристина Кретова: «Советую разогреваться с помощью лимфодренажного массажа, то есть интенсивного растирания тела собственными руками. Сейчас очень много роликов и валиков, с помощью которых можно сделать массаж самостоятельно. Также важна растяжка: нужно растягивать мышцы, для того чтобы их не травмировать. Несмотря на то, что движения у станка начинаются от простого к сложному, мышцы должны быть подготовлены. Еще важно «закачать» стопы с помощью резинок и только потом уже приступать к тренировке».
Игорь Цвирко: «Не нужно пренебрегать разогревом. Если ты приступаешь к физической нагрузке, нужно обязательно подготовить тело. Это поможет минимизировать риски любых травм».
Ваша любимая книга?
Игорь Цвирко: «Почитайте книгу Бена Элтона «Слепая вера». Это один из моих любимых авторов: все его творчество мне очень близко и интересно».
Кристина Кретова: «Я не фанат чтения. Последнее, что читала, – «Чайка» Чехова, потому мы ее только сейчас выпустили в репертуаре Большого театра. В основном я изучаю те произведения, с которыми мы потом выступаем».
Назовите фильм, который может изменить вашу жизнь?
Игорь Цвирко: «Фильм с Уиллом Смитом «В погоне за счастьем», где есть потрясающий диалог отца с ребенком, когда они играют на баскетбольной площадке. Урок, который выносишь из фильма: важно добиваться своего и не слушать других».